суббота, 21 ноября 2015 г.

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА

Профессиональные стандарты существовали и в советское время, все они были записаны в единых квалификационно-тарифных справочниках, но давно уже устарели и потребовали «модернизации». Новые профессиональные стандарты должны стать для работодателей основой для установления более  конкретных требований к работнику с учетом специфики деятельности организации в современных социально - экономических условиях. Таким образом, должна решиться появившаяся в последние годы проблема, когда выпускник учебного заведения обладает одними профессиональными навыками, а работодателю требуются совсем другие.
Область применения. Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования. Профессиональный стандарт педагога может применяться:
а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;
б) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
в) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
В этом виде профстандарт педагога имеет сугубо управленческий смысл: документ «применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда». Другими словами, профстандарт призван заменить существующие квалификационные требования к педагогам дошкольного, начального, среднего общего и специального образования как устаревшие и затрудняющие развитие системы образования.
Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:
· Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.
· Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.
· Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.
Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, – средство отбора педагогических кадров в образовательные организации.
В этой связи следует обратить внимание и на то обстоятельство, что согласно положениям трудового законодательства применение профессиональных стандартов вообще в сфере трудовых отношений не однозначно обязательно, а фиксируется по формуле «квалификационный справочник или профессиональный стандарт» (механизм выбора работодателями для автора статьи пока остается под вопросом). В то же время в соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. То есть отсюда следует, что применительно к определению образовательного ценза лица, претендующего на занятие педагогической деятельностью (часть 1 статьи 331 ТК РФ), допускается применение формулы «квалификационный справочник и (или) профессиональный стандарт».
На данный момент  систему оценки труда каждого работника определяет руководитель. А стандарт позволит создать общую линейку для всей России, чтобы требования к учителям в школах были едиными. Это будет база оценки уровня квалификации, независящей от его отношений с работодателем и коллегами. Есть набор функций, и если ты их выполняешь эффективно, то ты можешь претендовать на оплату, соответствующую твоему уровню профессионализма. Если у педагога квалификация больше, он должен получать больше. И только профессионализмом должна определяться оплата учителя. В основу оценки работы и ложится профессиональный стандарт, и эту оценку могут осуществлять как эксперты-профессионалы (т.е. тоже педагоги – люди, выбранные из профессионального сообщества), так и соответствующие тесты и экзамены. По каждой из пяти трудовых функций в аналогичном порядке описывают конкретные трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания и другие характеристики, указывающие на соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.
Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.
Общественная оценка деятельности педагога - процесс, направленный на установление соответствия условий, содержания и результатов деятельности педагога ожиданиям различных социальных групп, то есть уровень удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг.
Общественная оценка деятельности педагога:
ü удовлетворенность родителей качеством услуг
ü удовлетворенность учащихся качеством услуг
ü высокая оценка педагога руководителями ОУ по итогам контрольных мероприятий.
Оценка деятельности педагога состоит из:
ü действий по сбору данных  (процедуры измерения, изучения);
ü действий по их обработке и анализу (формулировке выводов на основе  собранных данных).
Основные источники, получения данных для оценки деятельности педагога:
ü  образовательная статистика;
ü  промежуточная и итоговая аттестация;
ü  мониторинговые исследования;
ü  конкурсы педагогических достижений;
ü  представление опыта работы в СМИ;
ü  отчеты педагога;
ü  посещение школы
ü  сайт педагога.
Качественная оценка профессионального  развития педагога  осуществляется на основе сопоставления и сравнения текущего состояния и результатов деятельности с:
ü  состоянием и результатом деятельности педагога в предшествующий период;
ü  результатом других педагогов, находящихся в схожих условиях;
ü  средними показателями региональной системы образования.
В связи с большой заинтересованностью всех учителей в  надбавке и в уважении, признании общественности, активизируется их внеурочная деятельность: участие в конкурсах, конференциях, обучение на курсах и так далее, что повышает уровень профессионального развития педагога.
В целом для понимания складывающейся системы правового регулирования по этому вопросу можно еще добавить, что профессиональный стандарт, в отличие от применяемых в настоящее время квалификационных характеристик должностей работников образования, представляет собой набор основных компетенций и требований, которые необходимы педагогическому работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование). Квалификационные же характеристики содержат должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации работников, по конкретным должностям. Они обязательны для применения в учреждениях, организациях различных отраслей экономики независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом учреждений и организаций. Кроме того, квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, определяемых с учетом особенностей организации их труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников (при необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями).

Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия), в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.). Внутренний стандарт образовательной организации: документ, определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий